Монич Елена Вячеславовна – учитель-дефектолог ПКПП. Образование высшее, первая квалификационная категория.
Блог учителя-дефектолога Монич Е.В.
Когда нужно обращаться к логопеду
Развиваем речь ребёнка
Преодоление оптической дисграфии у младших школьников
Особенности и проблемы речевого развития
Знакомство с детской книгой – первый шаг к желанию ребёнка научиться читать самостоятельно
Игры для развития и уточнения временных представлений
Основные рекомендации родителям, чей ребенок заикается
Речевая готовность ребёнка к школе
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников
Игры и упражнения по профилактике и коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
ЕСЛИ_ВАШ_РЕБЕНОК_РАССЕЯН…
Преодоление фонематической дисграфии у младших школьников
Особенности работы с детьми с ОПФР
Работа по улучшеню техники чтения
Формирование орфографических навыков
Зачем учителю способствовать развитию мелкой моторики у учащихся младшего школьного возраста
Требования к качеству речи педагога
Система коррекционно-логопедической работы по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии
Консультация для педагогов «Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя группы продлённого дня»
График проведения консультаций учителем – дефектологом на 2021/2022 учебный год
2 полугодие
Время консультаций | Дни консультаций | ||||
С педработниками | Понедельник 08.30 – 09.00 | 10.01 | 07.02 | 14.03 | 11.04 |
С родителями | Понедельник 17.00 – 17.30 | 17.01 | 14.02 | 21.03 | 18.04 |
График работы учителя-дефектолога на 2 полугодие 2021/2022 учебного года
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |||||
2. 09.25.-10.10 — русск. яз. 2 «Б»3. 10.20-11.05 – русск. лит 9 «Б»4. 11.15-12.00 — русск. лит 6 «А»5. 12.10-12.55 – СБО – 6 «А» | 2. 09.25.-10.10 — СБО – 6 «А»3. 10.20-11.05 – русск. яз. 2 « Б» | 11.55-13.00 | Индивидуальные занятия, 1 класс, ДЦРР | 2. 09.25.-10.10 — корр. зан. – 6 «А» | 12.10-16.55 | Индивидуальные и групповые занятия, СШ «№2» | |||
13.05-16.55 | Индивидуальные и групповые занятия СШ «№ 2» | 11.30-12.55 | Индивидуальные и групповые занятия СШ «№ 2» | 13.10-13.45 | Индивидуальные и групповые занятия, СШ «№ 2» | 12.10-13.40 | Индивидуальные и групповые занятия, СШ «№ 2» | ||
6. 13.20-14.05 – корр. зан. 2 «Б»7. 14.20-15.05 – корр. зан. 9 «Б» | 7. 14.00-14.45 – развитие речи 2 «Б» | 13.50-16.45 | Индивидуальные занятия и групповое, 1 класс, ДЦРР | ||||||
15.20-17.05 | Индивидуальные занятия, 1 класс, ДЦРР | 14.50-16.40 | Индивидуальные и групповые занятия СШ «№ 2» |
ПУНКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ (ПКПП)
В рамках реализации Кодекса Республики Беларусь в ГУО «Средняя школа №2 г.п.Кореличи»» проводится работа по оказанию помощи детям в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи (ПКПП).
Уважаемые родители, если Ваш ребенок нуждается в специальной помощи, не теряйте времени даром, не ждите, что «это само пройдёт». На ПКПП нашего учреждения оказывается помощь детям, имеющим различные особенности развития.
Цели и задачи пункта коррекционно-педагогической помощи
Основной целью деятельности ПКПП является оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи.
Задачами пункта являются:
- изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
- формирование общих способностей к учению с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов дошкольного образования;
- формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.
Достижению поставленных задач способствуют игровые формы работы, подбор доступного занимательного материала, использование элементов современных технологий. Все это позволяет детям с особенностями психофизического развития успешно овладевать учебными программами, чувствовать себя комфортно в школе.
Направления работы ПКПП:
— коррекция звукопроизношения;
— формирование лексико-грамматических представлений;
— развитие связной речи;
— развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления).
Учителем-дефектологом проводятся коррекционные занятия индивидуально, с группой или подгруппой учащихся. Наполняемость группы составляет 5-6 человек, подгруппы 2-4 человека.
Обследование и распределение по группам проводится учителем-дефектологом ПКПП в период с 1 по 15 сентября текущего учебного года.
Объём коррекционно-педагогической помощи, форму проведения занятий для каждого ребенка учитель-дефектолог определяет самостоятельно по результатам изучения индивидуально-типологических особенностей учащихся.
Занятия проводятся в период с 16 сентября по 25 мая.
Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается директором учреждения образования. Продолжительность занятий в ПКПП определяется индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.
Продолжительность занятий:
групповых – 30-45 минут;
подгрупповых – 25-35 минут;
индивидуальных – 15 – 40 минут.
Периодичность посещения занятий обучающимися составляет 2- 3 раза в неделю в зависимости от сложности дефекта, вида речевой патологии и этапа коррекции.
Показания к зачислению в пункт коррекционно-педагогической помощи:
Зачисление в ПКПП осуществляется приказом директора учреждения образования на основании следующих документов:
— заключение центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
— заявление законного представителя учащегося.
Отчисление из ПКПП осуществляется приказом директора учреждения образования на основании списка учащихся, составленного по результатам обследования детей учителем-дефектологом ПКПП и специалистами ЦКРОиР и утвержденного директором ЦКРОиР. Отчисление может осуществляться по следующим причинам:
-исправление нарушений физического и (или) психического развития;
-смена места жительства;
-перевод в иное учреждение образование.
Для получения заключения ЦКРОиР необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР). Психолого-медико-педагогическое обследование осуществляется в присутствии законных представителей ребенка (одного из родителей). По результатам обследования выдается заключение.
При подаче документов в 1-й класс необходимо предоставлять заключение ЦКРОиР.
В каком случае надо обращаться к дефектологу
Ребёнку 6-8 лет требуется консультация специалиста, если он:
1) плохо различает и воспроизводит звуки;
2) с трудом учит стихи;
3) путается в порядке следования времён года и дней недели;
4) не может правильно повторить в прямом порядке четыре цифры, а в обратном — три;
5) не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами;
6) плохо ориентируется в понятиях «право — лево»;
7) никак не научится застёгивать пуговицы и завязывать шнурки;
8) затрудняется в составлении рассказа по серии картинок.
Логопедический словарь для родителей
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (системные тяжелые нарушения речи).
Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и слуховой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Это самый распространенный диагноз у детей, посещающих логопедические группы. Выделяют три уровня: первый уровень самый «тяжелый», третий уровень самый «легкий».
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношении фонем.
Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, помогающий осуществлять операции различения и узнавания фонем (букв), составляющих звуковую оболочку слова.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, выполняя советы учителя-дефектолога, Вы поможете своему ребенку преодолеть речевое нарушение и создадите благоприятную почву для коррекционной работы.