Инновационный проект «Школьная служба медиации»
Тест «Самооценка конфликтности «(тест для учителей и родителей)
Анкета-опросник для учителей«Психологическая диагностика безопасности образовательной среды»
Анкета-опросник для учащихся«Психолог. диагностика безопасности образовательной среды»
МОЕ ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТЕ (тест для учащихся)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Правовой основой настоящего Положения и Школьной службы примирения являются Кодекс Республики Беларусь об образовании и Закон Республики Беларусь «О медиации».
1.2. Настоящее Положение определяет основы деятельности Школьной службы медиации (далее – Службы), как приоритетного способа урегулирования конфликтов и споров, возникших у участников образовательных отношений между собой и с иными лицами, в том числе при противоправном поведении обучающихся, как участников образовательных отношений, в государственном учреждении образования «Средняя школа № 2 г.п. Кореличи» (далее – УО).
2. Цели, задачи и принципы деятельности Службы
- Цели Службы:
- формирование психологической культуры между участниками образовательных отношений в школе;
- гармонизация межличностных отношений между участниками образовательных отношений в УО;
- формирование коммуникативных навыков, привитие участникам образовательных отношений цивилизованных мирных форм урегулирования конфликтов и разрешения споров в УО и за её пределами;
- профориентация обучающихся, принимающих участие в деятельности Службы, а также в урегулирования конфликтов и разрешения споров в качестве стороны спора (конфликта).
- Задачи Службы:
- оказание помощи участникам образовательных отношений в урегулировании возникшего конфликта и разрешении спора;
- проведение программ восстановительного разрешения конфликтов для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций;
- обучение участников образовательных безопасным формам поведения при урегулирования конфликтов и разрешении споров и осознание личной и гражданской ответственности;
- организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательных отношений о миссии, принципах программ урегулирования конфликтов и разрешения споров.
2.3. Принципы деятельности Службы:
- принцип добровольности, который заключается в добровольном участии спорящих (конфликтующих) сторон при урегулировании различных конфликтов (споров), исполнения решений и рекомендаций Службы;
- принцип конфиденциальности, который заключается в неразглашении Службой (школьным примирителем) и конфликтующими сторонами информации, ставшей известной в процессе урегулирования конфликта, за исключением информации, с распространением которой согласились участники конфликта (спора), а также информации о готовящемся преступлении;
- принцип нейтральности, который заключается в беспристрастном рассмотрении Службой конфликта (спора), в процессе которого не высказываются оценочные суждения о характере и сложности самого конфликта (спора), его участниках, об их действиях (бездействии), не определяются их виновность или невиновность, а оказывается содействие в самостоятельном поиске способа урегулирования конфликта (спора) и выхода из него.
3. Порядок формирования Службы
- Служба состоит из куратора, учащихся Школы, как правило 8-10 классов (участники Службы, медиаторы), учителей. В состав Службы могут быть допущены иные участники образовательных отношений, изъявившие желание участвовать в работе Службы и прошедшие специальное медиативное обучение медиативным навыкам разрешения конфликтов (споров).
- Куратором Службы может быть педагогический работник УО, прошедший специальное медиативное обучение и изъявивший желание выполнять обязанности куратора Службы.
- Медиатором может быть физическое лицо, прошедшее специальную медиативную подготовку.
- Школьным медиатором может быть физическое лицо (имеющее педагогическое образование) прошедшее специальное обучение медиации и изъявившее желание работать в Школьной службе медиации.
- Куратор Службы любым доступным способом (объявление на классных часах, родительских собраниях, педагогических советах, информация на стендах, на официальном сайте УО и других ресурсах) информирует о наборе в группу по подготовке обучающихся, как правило, 8-10 классов Школы и других участников образовательных отношений по направлению «Школьная медиация (восстановительные технологии в образовательной среде)».
3.6 Не позднее 1 сентября каждого учебного года директор учреждения образования издает приказ о формировании Службы. В случае выбытия кого-либо из числа участников Службы по разным причинам (окончание УО, переезд в другую местность, личное желание и прочие), на освободившееся место директором Школы утверждается любой участник, выбранный куратором Службы из числа прошедших обучение.
4. Порядок работы Службы
4.1. Информация о конфликте (споре) поступает в Службу от любого участника образовательных отношений любым доступным способом (личное обращение к любому участнику Службы, письменное заявление в свободной форме и другие способы):
- С момента поступления информации, указанной в пункте 4.1. настоящего Положения, Служба в течение одного дня проводит предварительное обсуждение данной информации между участниками Службы и куратором (посредством телефонных переговоров, переписки по электронной почте и другие).
- Если по результатам предварительного обсуждения Служба принимает решение о применении программы урегулирования конфликта (спора) по конкретному случаю (конкретной ситуации), то данное решение оформляется куратором Службы в виде записи в Журнале. Стороны конфликта (спора) извещаются о принятом решении любым доступным способом (по телефону, электронной почте, письменно и т.д.)
- После получения Службой согласия от каждой из сторон конфликта (спора) на участие в программе разрешения конфликта (спора) Служба в кратчайшие сроки любым доступным способом сообщает сторонам конфликта (спора) время и место предварительной индивидуальной встречи. Если конфликта (спора) является несовершеннолетний, то требуется также согласие одного из родителей (законных представителей).
- На предварительной индивидуальной встрече Служба знакомит каждую из сторон конфликта (спора) с правами и обязанностями в процессе применения программы урегулирования конфликта (спора), выясняет пожелания, предложения, опасения и другую дополнительную информацию, а также выясняет готовность сторон конфликта (спора) участвовать в совместной встрече.
- При отсутствии готовности сторон конфликта (спора) участвовать в совместной встрече программа урегулирования конфликта (спора), включает в себя дополнительные индивидуальные встречи (беседы) с одной или несколькими сторонами конфликта (спора).
- Во время совместной встречи Служба содействует сторонам конфликта (спора) в самостоятельном поиске способа урегулирования конфликта (спора) и выхода из него, в формировании решения, основанного на поиске общего интереса, на договоренностях, отражающих интересы и потребности сторон конфликта (спора). Служба создает условия, при которых за сторонами конфликта (спора) сохраняется право и возможности влияния на процесс выработки и принятия решения по конфликту (спору), а также на содержание этого решения.
- Выработанное сторонами решение оформляется Службой в письменной форме (медиативное соглашение, примирительный договор), если сами стороны не решили ограничиться устными договоренностями. В письменном решении могут иметь место, в частности, следующие примерные результаты применения программы разрешения конфликта (спора):
- Стороны несут самостоятельную ответственность за выполнение взятых на себя обязательств, зафиксированных в решении. При возникновении проблем в выполнении обязательств, Служба может выступить инициатором индивидуальных или совместных встреч для оказания помощи сторонам в преодолении указанных проблем. Результатом данных встреч может стать достижение сторонами нового решения.
- Служба по просьбе администрации УО может участвовать в проведении просветительных и иных мероприятий с участниками образовательных отношений, направленных на профилактику конфликтных ситуаций, на повышение уровня толерантности, профессиональную ориентацию и достижение других целей и задач в соответствии с настоящим Положением.
5. Организация работы Службы
5.1. Служба обеспечивается в УО помещениями и иными возможностями, и условиями для индивидуальных и совместных встреч, обсуждения, бесед, а также организационными и техническими средствами (бумагой, средствами аудио-, видеозаписи, множительной и иной оргтехникой) и ведёт работу в соответствии с правилами проведения медиации.
Школьная медиация является в настоящее время одной из самых перспективных технологий конструктивного разрешения конфликтов с участием посредника-медиатора, который является для участников спора нейтральным, беспристрастным. Он помогает конфликтующим принять взаимовыгодное решение и создает условия для конструктивного диалога. Понятие «медиация» происходит от лат. «mediare», что означает «посредничать». Медиация – это междисциплинарная область. Она лежит на стыке таких отраслей знания, как юриспруденция, психология, социология, конфликтология, лингвистика.
Теоретико-методологическую основу технологии составляют: положения системного и субъектно-деятельностного подходов в психологии (Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, А.Н. Леоньтев, К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Климов, В.Л. Марищук, Л.В. Марищук), психолого-педагогические основы развития человека в учебной деятельности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Ф.И. Иващенко, Е. Касьяник, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, Т.В.Черникова, С.Н.Чистякова, О.К. Шульга и др.); положения компетентностного подхода в организации образовательного процесса (И.А. Зимняя, Л.В. Марищук, А.В. Хуторской и др.); положения теории, определяющие природу конфликта (А.Я. Анцупов, Ф.М. Бородкин, А.Г. Здравомыслов, Г. Зиммель, К. Левин, А.И. Шипилов, Б.И.Хасан и др.); п идеи педагогической конфликтологии (В.В. Базелюк, А.С. Белкин, В.И. Журавлев, М.М. Кашапов, М.М. Рыбакова, С.Ю. Темина и др.); применения медиативного подхода в разрешении конфликтов и споров.
Медиация – это альтернативная форма разрешения конфликта или спора в присутствии третьего независимого и нейтрального человека.
Медиатор – это посредник, который создает условия для диалога между участниками конфликта, помогает им провести переговоры и принять решение, которое может стать выходом из сложившейся ситуации.
Школьная медиация решает ряд важнейших проблем, связанных с учебно-воспитательным процессом школы:
- обучение позитивной коммуникации, уважительного отношения друг к другу в детско-взрослых отношениях, конструктивному поведению в конфликте;
- разрешение конфликта, сохраняя межличностные и деловые отношения;
- профилактика и психокоррекции насилия и школьного буллинга;
- предупреждение школьных конфликтов, правонарушений и ситуации острого противостояния;
- воспитание умений вести диалог и выходить из конфликтных ситуаций без «потерь», отстаивать свои интересы и принимать другого человека, уважая его право на защиту собственных интересов.
Школьная служба медиации – это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из педагогов, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Цель деятельности Школьной службы медиации. Развитие практики миротворчества и медиации, пропаганда ценностей конструктивного поведения в конфликтных и спорных ситуациях, формирование культуры ненасилия и способности к взаимопониманию среди участников школьного сообщества.
Задачи деятельности ШПМ:
1. Обучение заинтересованных школьников и педагогов медиации, медиативного подхода, восстановительной коммуникации и другим типам восстановительных программ.
2. Оказание помощи школе и родителям в разрешении конфликтов и ситуаций правонарушений со стороны несовершеннолетних на основе принципов медиативного подхода.
3. Просвещение и проведение информационных мероприятий для учителей, учеников, администрации и родителей с целью донесения ценностей примирительного подхода в разрешении школьных конфликтов.
4. Снижение количества административного реагирования на правонарушения.
Принципы медиации:
- добровольность участия сторон в процедуре медиации;
- равноправие сторон конфликта;
- конфиденциальность;
- независимость и беспристрастность медиатора;
- сотрудничество и конструктивный характер медиации.
Выгоды медиации:
- Ранняя оценка ведет к раннему разрешению конфликта.
- В медиации нет виновных или проигравших спор.
- Медиация не предполагает навязанных кем-либо решений.
- Медиация способствует развитию коммуникативных навыков.
- Медиация направлена не на разрыв отношений, а на их сохранение и развитие.
Основные признаки медиации:
- присутствие медиатора, выполняющего функции посредника;
- присутствие всех сторон, участвующих в конфликте;
- полномочия принятия решения не передаются третьим лицам;
- принятие участниками конфликта на себя ответственности по его урегулированию;
- осознание необходимости изменения поведения, чтобы подобное не повторилось в будущем.
Кто может быть стороной в медиации:
- учащиеся
- педагоги
- родители
- администрация
Структура ШПМ:
- Команда кураторов службы (один или 3-4 человека из числа представителей педагогического коллектива: заместитель директора по воспитательной работе, педагог социальный или педагог-психолог, а также представители родительского комитета).
- Медиаторы (10-15 человек из числа учащихся школы разного возраста, 2-3 человека из числа педагогов и родителей).
- Группа поддержки (из числа родителей, педагогов и учащихся).
Алгоритм создания ШПМ:
- Обучение педагогов, родителей и школьников технологии медиации.
- Развитие конфликтологической компетентности педагогов, родителей и школьников.
- Разработка и принятие положения о службе.
- Отбор школьников в службу примирения.
- Определение категории дел, с которыми работает служба.
- Определение и согласование с администрацией организационной схемы направления дел в службу примирения и медиации.
- Создание команды школьников-медиаторов службы примирения.
Важность участия учащихся в службе медиации:
- Это дает возможность улучшать взаимодействие и понимание в ситуациях, где взрослым трудно достучаться до участников конфликта.
- Подросткам проще получить доверие сверстников.
- Для самих школьников-медиаторов работа в школьных службах примирения помогает им развивать коммуникативные навыки, способности ведения переговоров, поиска решений, управления эмоциями, ассертивного (уверенного) поведения и другие.
- Подростки-медиаторы легче и быстрее формируют готовность к профессиональному выбору.
Что может дать медиация школьникам:
- Школьники принимают более активное участие в разрешении проблем, возникающих в школьной среде.
- Школьники учатся более открыто говорить о своих чувствах и делиться своими идеями.
- Школьники учатся более позитивно оценивать разрешение конфликтных ситуаций.
- Школьники берут на себя ответственность за разрешение спора и возмещения вреда в случае противоправного поведения.
- Школьники учатся управлять собственными конфликтами и предупреждать их.
- Школьники учатся признавать право каждого на различия в личностных особенностях и мнениях.
- Полученные навыки ведения диалога в процессе медиации школьники переносят в другие ситуации, а также во взрослую жизнь.
Что может дать медиация школьникам-медиаторам:
1.У них повышается самооценка.
2.Развиваются лидерские качества.
3.Улучшаются речевые способности и коммуникативные навыки.
4.Они приобретают навыки ассертивного (уверенного) поведения, учатся управлять своими эмоциями.
5.Развивается их конфликтологическая компетентность.
6.Они заинтересованы в профилактике насилия в школьной среде.
7.В своей собственной жизни они ориентированы на разрешение конфликтов мирным путем.
Что может дать медиация школьной среде:
1.Снижается количество школьных конфликтов.
2.В разрешении конфликтных ситуаций идет ориентация на конструктивные, примирительные способы.
3.Снижается количество правонарушений со стороны школьников.
4.Среди участников школьной среды растет способность к сотрудничеству и взаимопониманию.
5.Повышается уровень успеваемости.
6.Улучшается социально-психологический климат школьного класса.
7.Растет сотрудничество между педагогами и родителями, родители проявляют большую заинтересованность в учебной деятельности ребенка.
Что школьники могут сделать для развития школьной службы медиации:
- Пройти обучение по программе подготовки медиаторов (посредников).
- Осваивать технологию медиации, переговорные техники и восстановительные программы.
- Следовать принципам и ценностям восстановительного подхода.
- Помогать друзьям, сверстникам (и родителям) в примирении.
- Рекомендовать друзьям обращаться в службу примирения.
- Сохранять свою нейтральность.
- Следовать этике поведения медиатора.
Что педагоги и администрация школы могут сделать для поддержки школьной службы медиации:
- Организовать обучение медиаторов.
- Организовать открытие школьной службы медиации.
- Доверять школьникам-медиаторам, верить в их способность разрешать конфликты.
- Давать достаточное время для разрешения конфликта в службе примирения.
- Проводить конференции, конкурсы, фестивали для взрослых кураторов и школьников-медиаторов.
- Переправлять обращения по конфликтным ситуациям в службу медиации.
- Внести пункт о службе примирения в отчетные показатели школы.
Эффективность процесса формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений определяется:
созданием в учреждениях образования школьной службы медиации;
специальным обучением взрослых и детей посредничеству и медиативному подходу;
использованием альтернативных форм разрешения школьных конфликтов, прежде всего, медиации;
развитием медиативного подхода как нового типа реагирования и поведения в конфликтной ситуации.
Школьная служба медиации – это служба, созданная в учреждении общего среднего образования и состоящая из педагогов, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам школьной медиации и медиативного подхода. Основная цель школьной службы медиации – внедрение новых альтернативных форм разрешения конфликтов в учреждениях общего среднего образования.
Материалы, разработанные в ходе реализации инновационного проекта «Внедрение технологии формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений на основе создания школьных служб медиации» в 2019-2022 годах
В предлагаемых материалах нашли отражение основные вопросы, отражающие опыт работы школьной службы медиации. Особое внимание уделяется освоению техник и приемов работы медиатора, проведённым тренингам и занятиям в соответствии с темой.
Рекомендации адресованы руководителям учреждений образования, классным руководителям, педагогам социальным, педагогам-психологам для изучения и использования в педагогической практике.
Сегодня школа является значимым социальным институтом, через который осуществляется трансляция и воплощение базовых ценностей и целей современного общества. Центральным компонентом школы являются образовательные отношения, которые выступает как психолого-педагогическая реальность, содержащая условия для формирования личности, как учащегося, так и педагога. Эта личность обладает способностями постоянно развиваться и осваивать новый социальный опыт. Поддерживает эту реальность – установление взаимоотношений между всеми участниками образовательной среды (между учениками и учениками, учениками и учителями, администрацией и учителями, учителями и родителями, учениками и родителями.). Качество этих отношений определяет качество образовательной среды и обусловливает ее психологическую безопасность. Основными критериями психологической безопасности являются:
- позитивное отношение к образовательным отношениям;
- удовлетворенность общением, взаимодействиями и отношениями между участниками образовательных отношений;
- защищенность от агрессии, оскорбления, унижения, высмеивания, обидного высказывания, игнорирования, неуважительного отношения;
- возможность соблюдения прав и защиты интересов участников образовательных отношений;
- конструктивное разрешение конфликтов.
Гуманистическая направленность образовательного процесса требует анализа школьных конфликтов. Сегодня количество конфликтов в школьной среде растет. Возникают новые противоречия в процессе взаимодействия «учитель – ученик», «учитель – учитель», «учитель – родитель» и т.д. В частности, характерны конфликты между детьми разного возраста и социального происхождения, между одноклассниками за право быть лидером, между учениками и учителями, учителями и родителями и т.д. При этом порой взрослые втягиваются в конфликты или формируют у своих детей жесткие установки по отношению к «чужим». Если люди не способны к взаимопониманию, не способны в ситуации конфликта совладать со своими негативными эмоциями, чтобы услышать других, они пытаются решить сложную проблему неконструктивным способом: через угрозы, бойкоты, манипуляцию, избегание или силовые методы. Притеснение, унижение, недоброжелательное отношение, злоупотребление властью часто неосознанно происходят в школьной среде, но это часто незаметное, неучтенное, повседневное психологическое воздействие деформирует личность и ребенка, и взрослого. Но есть и другой путь, в основе которого лежит ценность построения конструктивных отношений и умение договариваться в сложных условиях. Ребенок большую часть времени проводит в школе, поэтому школьные отношения в значительной степени влияют на ребенка и на его дальнейшую судьбу. Именно в школе он учится строить отношения с окружающими. Если за время обучения ученик не освоил допустимые в обществе способы взаимодействия с другими людьми, возникает риск, что в дальнейшем он не сможет выстраивать личные и профессиональные отношения. Практика показывает, что современная школа редко способствует появлению гражданских умений учащихся, не способствуют образованию навыков разрешения конфликтов и ведения переговоров. В большинстве случаев конфликты в школе разрешаются административным способом по следующей схеме: событие – расследование – оценка (кто прав, кто неправ) – классификация (тип ситуации) – совет, рекомендация, наказание или угроза наказания (вызов родителей, штраф родителям, обращение в суд и т.д.). Такой способ не способствует развитию детской ответственности, самостоятельности и умений вести себя в конфликтных ситуациях.
В условиях модернизации образования в Республике Беларусь основной акцент ставится на развитие у учащегося, как субъекта учебного взаимодействия, инициативности, самостоятельности, ответственности, способности вступать в диалог с другим человеком, конструктивно разрешать конфликтные ситуации. В научном знании накоплен обширный материал по различным компонентам конфликтологической компетентности участников образовательных отношений: сущность педагогического конфликта, педагогические основы использования конфликта в образовательном процессе, типы и причины школьных конфликтов, конфликтологические знания и умения педагога, интерактивные методы как средство развития мотивации конфликта у школьников, формирование мотивации конфликта у учащихся и другие.
Школьная медиация позволяет ученикам решать конфликтные ситуации самостоятельно, без непосредственного участия взрос-лых. В школе дети проводят большую часть своего времени и часто сталкиваются с ситуациями, когда нужно принять решение самостоятельно и быстро, без участия родителей, учителей или администрации. В школьном сообществе дети учатся жить. Медиация в настоящее время является одной из самых перспективных технологий конструктивного разрешения конфликтов с участием третьей нейтральной стороны (медиатора). Школьная медиация имеет свою специфику. Медиаторами в решении конфликтов между учащимися выступают сами учащиеся, и лишь в сложных случаях привлекаются взрослые.
Методические рекомендации по организации деятельности школьных служб примирения (ШУЛЬГА О.К. )
С цель обучения медиаторов для дальнейшей организации работы целесообразно организовать работу клубы по обучению медиаторов
Предлагаем План подготовки медиаторов в рамках клуба «Медиатор»
Тематика занятия |
Занятие 1. Наши занятия: что и как? |
Занятие 2. Что такое медиация? |
Занятие 3. Что такое конфликт? |
Занятие 4. Из-за чего возникают и как развиваются конфликты в школе? |
Занятие 5. Что такое «продуктивное разрешение конфликта»? |
Занятие 6. Медиация конфликтов: как это делается? |
Занятие 7. Что такое эффективная коммуникация? |
Занятие 8. Как правильно слушать собеседника? |
Занятие 9. Что такое бесконфликтное общение? |
Занятие 10. Что такое «конфликтная личность», и как общаться с такими людьми? |
Занятие 11. В чем разница между тем, чтобы «знать» и «уметь»? |
Занятие 12. Как организовать подготовительный этап медиации? |
Занятие 13. Как провести основной этап медиации? |
Занятие 14. Как закончить медиацию? |
Занятие 15. Возникли проблемы: что делать? |
Занятие 16. Каким должен быть «настоящий медиатор»? |
Занятие 17. Зачем люди становятся медиаторами? |
Занятие 18. Откуда медиатору взять столько сил и терпения? |
Занятие 19. Чему мы научились? |
Занятие 20. Так кто же такие школьные медиаторы? |